Онежское озеро — Белое море — Баренцево море — Ладожское озеро
День первый
Рано утром 30-го июля наша небольшая экспедиция стартовала из Москвы. Мы планировали побывать только в Карелии, но жажда приключений довела нас до Ледовитого океана.
Выехав из Москвы по Ярославскому шоссе, мы направились в сторону Вологды. Вологда встретила нас зданиями с деревянными колоннами.
Проехав Вологду без остановок, выехали в сторону города Вытегра, который находится на юге Онежского озера.
Трасса от Москвы до Мурманска хорошая и почти везде прямая, как стрела. Участок трассы, проходящий через Вытегру, ужасен, видимо, на него не распространяется федеральный бюджет. На трассе мало приличных заправок, иногда расстояния между заправками доходит до пары сотен километров. Увидев приличную заправку, мы останавливались и заправлялись до горловины бака, но аварийный запас солярки на крыше, так и не понадобился.
Чем дальше на север мы продвигались, тем дороже становились солярка, продукты и еда в придорожных кафе. В Мурманске солярка стоит на 15-20% дороже, чем в Москве.
В Вытегру мы приехали уже вечером и направились на заправку. Внезапно началась гроза. В грозу на заправке дистанционно выключают свет. Местные сказали, что это нормально и у них так всегда. Пришлось ждать полтора часа, пока гроза закончится.
В результате стоянку на Онежском озере искали уже в сумерках. Чем дальше мы продвигались на север, тем длиннее становились дни.
День второй и третий
Ночью на Онежском озере начался шторм, сорвавший наспех закреплённый вечером тент и разбросавший оставленные под ним вещи.
Вдоль Онежского озера на север к Мурманску с двух сторон идут дороги. В Вытегре они расходятся, а в Медвежьегорске, на самом севере Онежского озера, снова сходятся.
Мы решили объехать Онежское озеро с востока, там теплее и безлюднее.
Везде, где есть хороший подъезд к озеру, стояли палатки. Нам стоило большого труда найти безлюдное место. Это был съезд с основной дороги вдоль реки к озеру длиною всего пару километров, но эти километры заняли час.
Онежское озеро во всей красе и без людей.
В этом месте мы сделали дневку.
Небольшая ремарка по поводу бездорожья
В Карелии и на Кольском, там, где мы были, грунт в основном твердый — камни и песок. На проходимость влияет размер колес и геометрические характеристика автомобиля.
Почти везде можно проехать на легковой машине, если не спешить и делать все вдумчиво. В нескольких местах нам попадались броды глубиною в метр. Такие броды преодолевать на легковой машине я бы не рискнул, но всегда можно оставить машину и пройти пешком или поискать пути объезда.
Наша машина в силу своих размеров для таких путешествий не особенно удобна. Приходилось очень аккуратно продираться между огромными валунами и деревьями. Не мешало бы поставить колеса на размер больше, чтобы увереннее и быстрее передвигаться.
День четвертый и пятый
Изначально мы не планировали путешествовать дальше Онежского озера, но сидеть на одном месте скучно и мы решили поехать дальше на север. Чтобы понять, куда мы хотим попасть, нам нужен был интернет. Интернет на протяжении всего пути встречался фрагментарно, когда трасса проходила вблизи крупных населенных пунктов. План был такой: проезжая мимо очередного поселка нужно найти отчет о поездке, какого-нибудь путешественника и сохранить его в заметки, чтобы потом проанализировать и выбрать места, в которые мы хотим попасть.
Все было сделано по плану, в результате получился такой маршрут: Белое море вблизи города Беломорск, горные озера и водопады в Хибинах на Кольском полуострове, полуострова Средний и Рыбачий на севере Кольского полуострова.
Церковь и шлюзы в Медвежьегорске.
Проехав Онежское озеро, мы двинулись дальше по трассе, на север, в сторону белого моря и города Беломорск.
Город Беломорск стоит у начала Беломорканала. На север от города, вдоль Белого моря, проходит проселочная дорога.
Мы проехали по ней до самого конца. Дорога заканчивается пляжем, пляж ручьем, впадающим в море. Дальше проехать нельзя. Вдоль дороги много хороших стоянок. В конце дороги минимум людей. Мимо нас утром проходили грибники и ягодники, других людей мы не видели.
Тут мы устроили дневку, наблюдали за отливами и закатами. Место очень хорошее, но есть проблемы с пресной водой. Вода из ручьев, впадающих в море, тёмно-бурого цвета и пахнет болотом.
День шестой
Позавтракав и собрав вещи, мы двинулись обратно на мурманскую трассу, а по ней дальше на север, в сторону Кольского.
К полудню мы пересекли Полярный круг, который находиться почти на границе между Карелией и Кольским полуостровом.
Сразу за полярным кругом начинаются горы. Сначала синеют где-то в дали.
А потом вырастают перед тобой стеной во всей красе.
Свернув с Мурманской трассы на восток, наша команда направилась в Хибины к озеру Гольцовое (координаты: 67.842644, 33.675078). Из города Апатиты к озеру ведет горная дорога. Не доезжая озера, километров 10, находится база МЧС и туристическая база. До базы можно без труда проехать если не на легковушке, то уж на красовере точно.
По дороге к озеру находится водопад «Красивый».
Если до базы МЧС дорога вполне сносная, то после базы она портится на столько, что даже на нашей машине продвигаться вперед, становиться проблематично.
На всех картах дорога проходит через озеро Щучье, прямо по воде. Сначала мы думали, что в картах ошибка, но оказалось, что дорога в прямом смысле идет через озеро.
Пришлось Таньке надеть болотные сапоги и идти впереди машины, проверяя дно. Зато потом мы были вознаграждены красивым горным озером.
Про навигацию
В дороге мы использовали программы: «Яндекс карты» с заранее скаченными картами Мурманской области и Карелии; Maps.me, Новител и Ozi explorer с растравами картами от генштаба.
Маршруты, по которым мы ездили, считаются попсовыми и есть на всех картах.
Плюсы и минусы разных карт:
- Яндекс карты — не прокладывают маршрут без интернета.
- Maps.me работает без интернета и показывает: достопримечательности, кафе, заправки и гостиницы вокруг.
- Новител — спокойно работает без интернета, но в нем нет информации о достопримечательностях и рельефе.
- Ozi explorer — крайне неудобная программа, но на картах от генштаба есть рельеф. Пару раз нам это очень помогло, когда мы искали стоянку на берегу моря и увидели, что там, куда мы едем сплошное болото.
День седьмой — рывок через Кольский к Баренцеву морю
Мы планировали проехать по горным дорогам вперед на север и вернуться на Мурманскую трассу в районе Оленегорска, но еще накануне встретили команду скептически настроенных ребят, которые посмеялись над размерами наших колес и рекомендовали возвращаться обратно по той же дороге.
Поэтому утром мы собрали лагерь и двинули обратно в сторону Апатитов.
Полтора часа по ухабам, час по асфальту и мы снова на Мурманской трассе.
Еще пару часов и мы в Мурманске.
Мурманск ничем не примечательный город, его истории около ста лет. Мурманск был почти полностью уничтожен в годы войны и отстроен заново в 70-е. Город состоит из унылых панельных домов.
Проехав город насквозь, мы поехали на северо-запад в сторону Норвегии.
Там где трасса пересекает реку Титовку стоит КПП. На КПП пограничники проверяют паспорта. Сразу за КПП вправо уходит дорога на полуострова Средний и Рыбачий, которые и были целью нашего путешествия. Если подъехать поближе к реке, то можно увидеть водопад (координаты: 69.484376, 31.844924).
Через пару сотен метров асфальт заканчивается и начинается ужасная дорога. Она настолько ухабистая, что мало где удается ехать быстрее 5 км в час, но при этом по ней может проехать любая легковушка.
С десяток километров дорога идет вдоль реки.
А потом уходит в горы, в сторону полуостровов Средний и Рыбачий.
На встречу то и дело попадались армейские КАМАЗы и такие же путешественники, как и мы. Почти все, кто ехал на встречу, махали руками — приветствовали. Раньше это территория была закрыта, на полуостровах до сих пор много действующих военных баз. Как я понял в основном РЛС и связисты. Но потом полуострова открыли для всех и сейчас это одно из самых посещаемых мест на Кольском.
Переехав перевал и спустившись к морю, мы оказались на берегу Мотовского залива Баренцева моря.
Если приглядеться, можно увидеть подводную лодку.
Проехав залив, мы направились дальше на полуостров Рыбачий. Был уже поздний вечер, когда внезапно, с гор на дорогу начали стекать тучи.
Мы медленно продвигались через тучи еще несколько часов, пока не стало так темно, а тучи стали такими плотными, что уже в нескольких метров от машины не было видно дороги. Казалось, что пропасть совсем рядом, любое неосторожное движение и машина упадет с обрыва в холодный металлический океан.
Съехав с дороги несколько метров, мы в потемках и холодной слизи от туч поставили палатку, залезли в нее, сварили на плитке чай и, набив животы бутербродами, уснули. Сон был тревожный и короткий.
День восьмой
Проснулись мы от того, что кото-то проехал мимо, громко смеясь и обсуждая место, которое мы выбрали для лагеря.
Утром все оказалось не таким пугающим, кроме бодрящего ветерка с океана. Температура воздуха была +10. До океана было несколько километров, а обрывов и вовсе не было на протяжении всей дороги.
Позавтракав и собрав вещи, мы поехали дальше к северной оконечности полуострова Рыбачий.
На самом краю полуострова стоит маяк и военная база.
А вот и самая крайняя точка нашего маршрута, кроме того эта самая северная точка Европейской части России.
Дальше только Ледовитый океан и Северный полюс. Интересно, что тут не работает Билайн, зато работает норвежская сотовая связь, до Норвегии 30 километров птичьего полета.
Маршрут домой — 2095 километров.
По дороге нам неоднократно попадались действующие и брошенные военные базы. Там где были военные, вся территория загажена: ржавой техникой, бочками из-под солярки и другим мусором. Зачем нам такие свиньи на севере не понятно.
Съездив в еще пару мест на Рыбачьем, двинулись на полуостров Средний, где собирались посмотреть местные достопримечательности.
По дороге к нам подъехала такая же машина, как и наша. Это и было предлогом для знакомства, за рулем сидел огромный человек в папахе и военной форме с широким улыбающимся лицом и огромными зубами, он был слегка навеселе, а на заднем сиденье сидели его синие друзья. Человек рассказал, что сам он из Ростова, сюда приезжает второй год подряд. Первый раз приехал сюда случайно, друзья в Московии посоветовали съездить в Карелию, а он со скуки поехал дальше и оказался тут. Рассказал, что он ловит тут треску в промышленных масштабах и кормит ею всю семью. Рекомендовал нам купить лодку и делать тоже самое. Мы пожелали друг другу удачи и разъехались.
В этот момент я понял, что случилось несколько лет назад на юге России, когда взрослые мужики поехали на запад Украины разбираться в том, что там происходит, а за сто лет до этого такие же мужики гоняли на тачанках по степи с батькой Махно. Только сегодня вместо коня пикап, а в место обреза мосинки АК.
Доехав до полуострова Средний, и найдя подходящую стоянку мы заночевали.
День девятый и десятый
Самое утомительное в путешествиях это постоянная сборка и разборка лагеря. Каждое утро нужно привести все вещи в порядок, убрать в машину, проверить такелаж; а каждый вечер все заново разобрать.
Цель на этот день была объехать полуостров Средний с запада, по дороге посмотрев местные достопримечательности.
Попрыгав по колдобинам часов шесть, вышли на мурманскую трассу и двинули домой.
Сначала хотели доехать до Ладожского озера и там переночевать, но сильный ливень и желание быстрее оказаться дома было так велико, что проделали весь путь почти без остановок, и Ладожское озеро проскочили на полном ходу.
Вся дорога домой заняла 30 часов, из которых 2 часа мы спали в машине.
Привет, Леша. Все здорово. Очень интересно.
Отличная поездка получилась! С удовольствием прочитал
Герои!!!
Отличная поездка, рассказ и фотоотчет.
Спасибо, друзья.